Близкие слабослышащего человека должны поддерживать его и при необходимости советовать ему обратиться к врачу за помощью. Существует множество различных способов поддержать слабослышащих, дать им возможность почувствовать себя увереннее и социализироваться в обществе. Это очень важно, так как нарушение слуха может стать причиной эмоциональных или социальных проблем - неспособность понимать то, что говорят другие люди, может привести к чувству изоляции, одиночеству и депрессии.

Общение

Основной проблемой, возникающей перед слабослышащими людьми, является общение — основополагающая потребность всех людей. При этом источником проблемы является не только сама потеря слуха, но и непонимание другими участниками общения особенностей восприятия речи людьми с нарушениями слуха. Умение общаться со слабослышащим человеком требует практики и терпения от обоих собеседников. Очень важно понимать, что в любом процессе общения участвуют как минимум два человека, что означает, что Вы тоже должны взять на себя свою долю ответственности при общении с человеком с нарушениями слуха.
Большинство слабослышащих людей стесняются признаться в том, что они не понимают, что им говорят. Они также вынуждены прилагать огромное количество усилий, чтобы сосредоточиться на речи собеседника и полностью понять ее, что может привести к стрессу и сильной усталости. Очень важно, чтобы семья, коллеги и близкие слабослышащего человека выражали свое понимание и поддержку.

Перед разговором

Перед тем, как начать разговор со слабослышащим человеком, убедитесь, что его внимание направлено на Вас. Не пытайтесь заговорить с человеком, стоя за его спиной, старайтесь находиться близко к собеседнику, особенно если вокруг шумно. Это относится также к тем, кто носит слуховой аппарат - большинство аппаратов имеют направленный режим работы микрофонов, и усиливают звуки из передней полусферы - "полусферы внимания".

Когда Вы обращаетесь к слабослышащему, смотрите на него и используйте его имя. Если Вы близкие знакомые, Вы можете, например, слегка дотронуться до Вашего собеседника, чтобы привлечь его внимание.

Важно запомнить, что фоновый шум может существенно ухудшить способность слабослышащего человека воспринимать речь. Чтобы создать хорошие условия для общения устраните все источники шума, или встаньте так, чтобы шум находился за спиной у вашего собеседника, прежде чем начать говорить со слабослышащим человеком. Не стоит думать, что человек с проблемами слуха сам попросит Вас выключить телевизор или закрыть дверь, из-за которой раздается шум — не желая причинять Вам лишнего беспокойства, слабослышащий человек, скорее всего, предпочтет испытывать стресс, вслушиваясь в Вашу речь, чем сам себе обеспечит достаточные условия для понимания собеседника.

Во время разговора

Так как в любом случае, со слуховым аппаратом и без него, внимание человека основывается на сочетании зрительного и слухового стимула, необходимо во время разговора установить зрительный контакт со слабослышащим человеком, старайтесь при общении всегда стоять повернувшись к собеседнику так, чтобы Ваше лицо было хорошо ему видно. Пользователи слуховых аппаратов в данном случае получат максимальное усиление звуков вашей речи за счет направленных микрофонов, а люди без слухового аппарата широко используют чтение по губам, сознательно или бессознательно. Разговаривайте с собеседником спокойно, не слишком громко и не слишком быстро. Постарайтесь не закрывать лицо руками, не касаться волос, не жевать во время разговора со слабослышащим.

Если Ваш слабослышащий собеседник не услышал Вашу реплику с первого раза, не повторяйте то же самое предложение громче, лучше переформулируйте его, используя другие слова — некоторые слова воспринимаются легче, чем другие, поскольку при нарушении слуха человек обычно теряет способность слышать определенные звуки или начинает путать их с похожими. Чаще всего проблема восприятия речи слабослышащим человеком заключается не в недостаточной громкости произносимых слов, а в невнятной артикуляции говорящего. Пользователю слухового аппарата так же неприятно, как и нормально слышащему человеку, когда его собеседник кричит.

Адаптация к новому качеству звучания

Если Вы общаетесь со слабослышащим человеком, Вам будет очень полезно иметь хотя бы общее представление о слуховых аппаратах.

Слуховой аппарат усиливает звуки, в первую очередь - речевого спектра, для того чтобы слабослышащий слышал их также, как и человек с нормальным слухом. К сожалению, так как слуховой аппарат - всего лишь электронное устройство, он не умеет думать - и поэтому может усиливать не только речь, но и ненужные звуки (шумы), а также имеет определенные ограничения - узкий частотный диапазон (от 100 до 8000 Гц) и смещенный динамический диапазон (т.е. тихие звуки могут показаться громче, чем громкие в определенных условиях). Так как слуховой аппарат предназначен в первую очередь для усиления речи, он оказывает помощь его пользователю в социализации и ежедневной жизни. Тем не менее, впервые надев слуховой аппарат, человек должен сперва привыкнуть к изменившемуся качеству звучания мира - он начинает слышать звуки, которые он не слышал, может быть, очень давно.
Помните, что ношение слухового аппарата в период привыкания к нему может быть очень утомительным, для привыкания к слуховому аппарату требуется время, но процесс адаптации может значительно облегчиться, если вы окажете слабослышащему поддержку.

Записаться на прием и задать любые вопросы нашим специалистам можно по телефону:
+7 (4812) 32-88-86
+7 (4812) 66-79-46